Для предотвращения стрессов нужно соблюдать следующие правила:
- везде и всегда быть готовым к возможным трудностям и помнить, что выход всегда есть, и не один, только нужно его искать;
- стараться не попадать в ситуации, способствующие проявлению отрицательных черт характера, например, социальным работникам, склонным к страху, не следует в темное время суток без необходимости ходить по улицам, а работникам, склонным к агрессии, лучше избегать споров и т. д.;
- не пытаться добиться своего любой ценой;
- стараться анализировать и изучать все происходящее;
- не идеализировать людей, дела, идеи, окружающий мир и себя, чтобы не разочаровываться впоследствии;
- что бы ни произошло, думать не только о себе, но и о тех, кому сейчас нужна помощь.
В стрессовой ситуации следует помнить, что:
- в любых ситуациях нужно быть выдержанным, не следует отчаиваться и заниматься бесплодным обвинением себя или других;
- все поправимо, если невозможно восстановить утраченное, лучше пересмотреть свое отношение к произошедшему;
- принимать в спешке необдуманные решения (уволиться с работы, перестать заботиться о подопечном, прекратить вникать в его проблемы и т. д.) нерационально;
- необходимо избегать обобщений на свой счет, например, считать себя неудачником, несчастным человеком, хуже других; неисправимым; человеком, с которым всегда что-нибудь случается;
- нужно попросить помощи у тех, кто рядом;
- установление причины возникновения ситуации, которая привела к стрессу, поможет избежать ее в будущем.
Факторы, связанные с причинением морального ущерба:
- необоснованные обвинения социального работника в воровстве и стяжательстве;
- безосновательные жалобы на халатность, невнимательное отношение и некачественное исполнение служебных обязанностей работником.
Рекомендации, направленные на минимизацию рисков, связанных с причинением морального ущерба:
- провести ряд бесед с подопечным для выявления жалоб на родных и знакомых, обвинений их в мошенничестве и воровстве, в результате которых социальный работник поймет, что работа с таким подопечным требует повышенной аккуратности и бдительности;
- избегать любых действий, связанных с материальными ценностями (пересчет денег, рассматривание ценностей и др.), или предпринять превентивные меры (доложить руководству о возможных обвинениях в свой адрес) в случае невозможности избежать их;
- быть доброжелательным, аккуратным, педантичным в исполнении обязанностей;
- строго следовать должностным инструкциям, исключить из практики оказание дополнительных услуг по просьбе подопечного на начальном этапе работы (со временем аппетит растет и доказать, что это не входит в служебные обязанности, будет труднее);
- четко разделить профессиональную деятельность и личную сферу (официально обращаться к подопечному в ходе общения с ними, не допускать передачи ему домашних номеров телефонов, разговоров о подробностях личной жизни).